Получить консультацию

«Поднять санаторно-курортный комплекс легче и дешевле, чем некоторые другие отрасли»

03.04.2017 Дмитрий Медведев утвердил план стимулирования инвестиций в развитие санаторно-курортного комплекса. Он был разработан и внесен Минэкономразвития России в рамках исполнения поручений президента России по итогам заседания президиума Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности российских курортов 26 августа 2016 года.

Согласно плану, в апреле 2017 года должна быть создана межведомственная рабочая группа по развитию санаторно-курортного комплекса России. Она проанализирует эффективность использования объектов санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также определит регионы для запуска пилотных проектов по их реконструкции на основе концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. В правительстве от рабочей группы ждут также анализа действующих инструментов софинансирования реализуемых проектов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в сфере санаторно-курортного комплекса, в том числе в рамках госпрограмм и федеральных целевых программ.

О том, что санаторно-курортная отрасль остро нуждается в инвестиционном стимулировании, также шла речь на недавней конференции «Развитие курортных территорий в России: стратегия, практика, продвижение» в рамках выставки MITT-2017. Как отметил президент Национальной курортной ассоциации Александр Разумов, частно-государственное партнерство в этой сфере уже доказало свою эффективность. Отрасли, по его словам, сейчас нужны единая стратегия развития и централизация. В нынешней разбалансированной, децентрализованной системе каждый санаторий и профилакторий вынужден жить самостоятельной жизнью, а на деле – выживать. «К тому же отрасль сейчас курируют 20 различных ведомств. Пришло время их как-то объединить. Кроме того, первый приказ о создании единого государственного реестра санаториев и здравниц появился в 2003 году, но реестр так и не создан. Нужна также подробная база доступности курортов: что, где, за сколько», – сказал Александр Разумов.

По словам вице-президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергея Шпилько, санаторно-курортное лечение – круглогодичный, ликвидный, по-настоящему антикризисный продукт. При этом лечебные ресурсы у нас, в отличие от пляжных, широко представлены по всей стране. Российский санаторно-курортный комплекс выдержал испытание временем и до сих пор сохраняет конкурентоспособность.

«Поднять отечественную санаторно-курортную отрасль гораздо легче и дешевле, чем некоторые другие сферы экономики», – уверен вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько. Правда, при условии, что отрасль не задушат налогами и сборами. Например, сейчас резко вырос налог на землю. Если в прошлом году курорт «Белокуриха» платил более 3 млн рублей за землю, то в нынешнем должен заплатить 12 млн.

Сегодня в России более 1300 санаториев с лечением на 359 тыс. мест, из них 569 – для детей. В сезон проживание и лечение в российских санаториях стоит от 1500 рублей в сутки, что гораздо ниже, чем в ряде зарубежных стран. По количеству номеров в санаториях и здравницах лидируют Краснодарский край (38344), Крым (20356), Ставропольский край (17286), Московская область (12466), Башкортостан (5916). Так же выглядит пятерка лидеров по числу принятых на отдых и лечение, только Ставропольский край и Крым поменялись местами.

Анализируя показатели отрасли за 2002-2015 годы, президент РСТ подчеркнул: хотя число санаторно-курортных средств размещения за это время уменьшилось с 2347 до 1887, количество мест увеличилось – с 427 тыс. до 447 тыс., а это значит, что идет укрупнение. Выросло и число отдыхающих: 4953 тыс. человек в 2002 году против 6101 тыс. в 2015.

Но если число санаториев с лечением для взрослых уменьшилось незначительно (718 против 726), то детских стало заметно меньше – 350 против 442. Интересно, что одновременно стало почти вдвое больше санаториев для детей с родителями – 91 вместо 54. Теми же темпами растет количество санаторно-оздоровительных круглогодичных лагерей для детей – 130 вместо 57. Современные тренды развития санаторно-курортного лечения, по словам г-на Шпилько, очевидны.

На конференции обсуждался также законопроект о праве работодателей компенсировать сотрудникам и членам их семей затраты на отдых на территории России. Он подготовлен комитетом Совета Федерации по социальной политике. Как сказал член Совета Федерации, председатель экспертного совета по туризму при этом комитете Игорь Фомин, в том виде, в котором законопроект был предложен, вносить его отказались. «Сейчас законопроект переписан. Мы предусматриваем возможность покупки путевок работодателями за счет себестоимости, в рамках фонда оплаты труда и поощрения работников. Но работнику придется самостоятельно оплатить со стоимости путевки 13% НДФЛ», – сказал г-н Фомин.

Согласно экономическому обоснованию, сегодня работодатели в России за счет чистой прибыли покупают 120 тыс. путевок в год. Если закон будет принят, можно будет говорить минимум о 250 тыс. путевок в год. С учетом коэффициента мультипликатора рынок вырастет минимум на 6 млрд руб. в год.

Сейчас законопроект находится на согласовании в правительстве, пояснил Игорь Фомин. В Совете Федерации считают целесообразным предоставлять работнику, который приобретает путевку в санаторий, налоговый вычет по налогу на доходы физлиц. Это стало бы стимулом для рынка. Однако правительство называет эту льготу избыточной.

Статья предоставлена сайтом.
http://www.ratanews.travel/news/news_3042017_4.stm.
Светлана Ставцева, RATA-news.

Возврат к списку

  • Руководителям, собственникам, топ-менеджерам санаториев: инновационная методика повышения коммерческой эффективности. Доверьтесь нашему опыту, увеличьте продажи на 30% без глобальных финансовых вливаний.
  • «Виват Здоровье»- единственное в России маркетинговое агентство, специализирующееся на услугах санаториям и курортам.
  • Медицина-это то конкурентное преимущество, которое способно вывести в лидеры любое санаторно-курортное предприятие.
  • Небольшие, точечные и системные изменения в продвижении услуг санатория дают гарантированный рост продаж.
Подробнее